Адам Мицкевич — известный поэт, основоположник школы романтизма в польской поэзии и деятель национально-освободительного движения. Родился Адам 24 декабря 1798 года на хуторе Заосье Барановичского района. Отец его, Николай Мицкевич, адвокат, принадлежал к мелкопоместной шляхте. Несмотря на то, что Мицкевич очень любил свой родной край, писал он впоследствии в основном по-польски. После окончания школы Адам поступил на физико-математический факультет Виленского университета, на котором проучился год. Весной 1816 года перешел на историко-филологический факультет, который закончил в 1819 году. После этого учительствовал в Ковно (ныне Каунас; 1819—1823).

Ранние произведения Мицкевича (первое стихотворение опубликовано в 1818 году) свидетельствуют об увлечении вольнодумными традициями Просвещения (перевод отрывка из «Орлеанской девственницы» Вольтера; поэмы «Мешко, князь Новогрудка», 1817, «Картофель», 1819, — обе опубликованы полностью только в 1948 году). С 1817 года участвовал в создании и деятельности патриотических молодежных кружков «филоматов» и «филаретов» («любящих добродетель»), написал для них ряд программных стихотворений, в том числе «Оду к юности» (1820), проникнутую романтическим энтузиазмом молодежи, мечтавшей о борьбе за свободу. Первый стихотворный сборник Мицкевича («Поэзия», т. 1, 1822) стал манифестом романтического направления в польской литературе. Во 2-й том «Поэзии» (1823) вошла романтическая лироэпическая поэма «Гражина», положившая начало жанру т. н. польской «поэтической повести». В этот том включена также драматическая поэма «Дзяды» (ч. 2, 4), где поэт в поисках нового содержания обратился к народности («дзяды» — белорусский народный обряд почитания умерших). В 1823 году поэт был арестован по делу филоматско-филаретских организаций и в 1824 году выслан из Литвы. До 1829 года Мицкевич пробыл в России (Петербург, Одесса, Москва, снова Петербург), где сблизился с участниками декабристского движения (Рылеев, Бестужев) и видными писателями (Пушкин и др.), высоко оценившими его талант. В России вышла книга Мицкевича «Сонеты» (1826) — с циклом «Крымские сонеты», поразившим читателя великолепием пейзажных картин, проникновенным лиризмом, образом героя-«пилигрима», тоскующего о покинутой родине, и новыми для польской поэзии восточными мотивами. В 1828 году была опубликована поэма в байроновском духе «Конрад Валленрод» (о борьбе литовцев с тевтонской агрессией). В 1829 году Адам Мицкевич получил разрешение выехать в Западную Европу. В 1829—1831 годах он жил преимущественно в Риме, где, испытав духовный кризис, увлекся мистицизмом. Без особого энтузиазма, попытавшись присоединиться к участникам Польского восстания 1830—1831 гг., в 1832 году поэт поселился в Париже, где провел большую часть оставшейся жизни. В это же время были написаны и две его величайшие поэмы: III часть «Дзядов» и «Пан Тадеуш». В первой Мицкевич изложил свою «мессианскую» идею, отведя полякам такое же место среди других народов, какое занимал Христос среди людей: Польша была распята, но воскреснет и положит начало новой исторической эпохе. Действие «Пана Тадеуша» разворачивается в сельской Литве в канун нашествия Наполеона на Россию в 1812; в основе сюжета — распри местных польских шляхтичей, благополучно завершившиеся свадьбой. Эта польская национальная эпопея стала энциклопедией старопольского быта, шедевром словесной живописи, типизации и индивидуализации персонажей.

После «Пана Тадеуша» Мицкевич практически перестал писать стихи. В 1840 году он стал первым профессором славянской литературы в парижском Коллеж де Франс. В 1841 поэт попал под влияние апологета польского мессианства мистика А. Товяньского, в учении которого вера в возрождение Польши сочеталась с верой в непрекращающуюся деятельность духа Наполеона. За пропаганду товянизма французское правительство в 1845 году отстранило Мицкевича от чтения лекций, а спустя семь лет он был отправлен в отставку. В 1855 году Мицкевич уехал в Константинополь, где намеревался организовать польский легион для помощи французам и англичанам. Но он не успел реализовать свои планы, так как заразился холерой и умер 26 ноября 1855 года. В 1890 прах Мицкевича был перевезен из Парижа в Краков и помещен в саркофаг в Вавельском кафедральном соборе.

Поэзия Мицкевича имела огромное значение для польского национально-освободительного движения, для развития демократической мысли. Она обогатила литературный язык, стихосложение, поэтические жанры. Существенна роль Мицкевича в развитии польского театра (постановки его «Дзядов», многочисленные высказывания по вопросам драматургии). В России Мицкевич приобрел популярность еще при жизни. Его стихи переводили А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, К. Ф. Рылеев, И. И. Козлов, Н. П. Огарев, М. Л. Михайлов, А. А. Фет, В. Я. Брюсов, И. А. Бунин и др. Творчество А. Мицкевича оказало значительное влияние и на дальнейшее развитие белорусской литературы. В XIX веке оно ощущается в творчестве В. Дунина-Мартинкевича, В. Сырокомли, Ф. Савича, А. Верыги-Варевского, В. Каратынского, Я. Лучины, Ф. Богушевича. В начале ХХ века к наследию Мицкевича обращались Я. Купала и Я. Колас. В современной литературе духовным продолжателем традиций Мицкевича считается Владимир Короткевич. С середины XIX века и до сегодняшнего дня произведения Адама Мицкевича активно переводятся на белорусский язык.

В Новогрудке в 1924—1931 годах по инициативе Мицкевичского комитета был насыпан Курган Мицкевича высотой 17 метров. В кургане находится земля, привезенная из стран, где жил А.Мицкевич (Польша, Литва, Россия, Франция, Швейцария, Турция и др). У подножия кургана установлен памятный знак.Находится он рядом с новогрудским замком на ул. Малый Замок.

В 1938 году в Новогрудке впервые был открыт Дом-музей Адама Мицкевича в доме его семьи. После войны он был восстановлен в 1955 году. Комплекс включает в себя усадьбу Мицкевичей (дом, флигель, амбар, колодец). Современная экспозиция работает с 25 мая 2001 года. Каждый год этот музей посещает до 20 тысяч человек, из них десятая часть — иностранные туристы. Экскурсии проводятся на белорусском, русском, польском и английском языках. Сотрудники дома-музея проводят захватывающие тематические экскурсии, погружая своих слушателей в атмосферу того времени, тех мыслей, тех отношений… Среди названий эксурсий — «Женщины в жизни и творчестве Адама Мицкевича», «Шляхетские усадьбы Новогрудчины», «Адам Мицкевич в творчестве художников и скульпторов» и др. Проводятся также лекции, музыкально-педагогические занятия (для школьников), Среди экспонатов музея есть личные вещи поэта (часы, очки и др.), рукописи его стихотворений, а также стихотворений других поэтов, посвящённых Адаму Мицкевичу, и др. Раз в квартал музей обязательно проводит литературно-музыкальные салоны, посвящённые памяти поэта. На этой встрече собираются преподаватели местной детской школы искусств, их воспитанники и просто все желающие. В течение почти часа звучат стихи нашего великого земляка, а сопровождают их музыкальные композиции классиков той эпохи. Естественно, создаётся соответствующий антураж: полумрак, свечи, камерный зал на 40—45 человек… Получается настоящее таинство, достойное памяти известного поэта. Каждый год 24 декабря (день рождения поэта) в музее открывается новая выставка. В этом году это будет экспозиция вышитых картин, авторами которых являются жители Новогрудчины. Кроме того, запланирован концерт камерной музыки «Памяти А. Мицкевича».

Дом-музей А. Мицкевича ведёт постоянную исследовательскую и научную работу по изучению биографии и наследия поэта. Кроме того, музеи, посвящённые А. Мицкевичу, есть также в Варшаве, Каунасе, Вильнюсе, Смелове (Польша) и в Стамбуле. Памятников А. Мицкевичу поставлено более 40-ка, из них пять — в Беларуси.